Вход в систему

НИР

На факультете продолжаются традиции научных школ, созданных в 1960-е годы доктором филологических наук, профессором, Заслуженным деятелем науки, членом Академии гуманитарных наук Российской Федерации Е.А. Майминым (кафедра литературы) и доктором филологических наук, профессором Ленинградского госуниверситета, академиком Литовской АН, Украинской АН Б.А. Лариным (кафедра русского языка).
В настоящий момент Майминскую школу возглавляет ученица Е.А. Маймина, доктор филологических наук, профессор Наталья Леонидовна Вершинина.
С 1992 г. во главе Ларинской школы стоит доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка ПсковГУ, Заслуженный работник высшей школы Лариса Яковлевна Костючук.

Основными направлениями исследований кафедры литературы являются:
• изучение проблем современного пушкиноведения;
• осмысление такого явления европейской культурной жизни как забытые и «второстепенные» писатели XVIII - XX веков.
Научные интересы преподавателей кафедры разнообразны: от древнерусской литературы и жанров XVIII века до модернистских течений в современной поэзии и тенденций развития современного романа.
Традиционными для кафедры стали Международные научные конференции «Майминские чтения», по итогам которых издано шесть научных сборников.

Научные проекты кафедры литературы:
1. «Забытое» и «второстепенное» в жанре романа XVIII - XX веков» АВЦП «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2011 годы)» (Руководитель - д.ф.н., проф. Н.Л. Вершинина).
2. Творчество псковского литератора А. Н. Яхонтова в контексте русской и зарубежной литературы. Грант РГНФ. № 10-04-2640 а/В (Руководитель - д.ф.н., проф. Н.Л. Вершинина).
3. Сказания о псковских иконах: Исследование и тексты. Грант РГНФ. (Руководитель - д.ф.н., доц. В.И. Охотникова).

Основными направлениями исследований кафедры русского языка являются:
• псковская народная речь в прошлом и настоящем. Ее место в общей системе русского языка;
• русский литературный язык на рубеже веков;
• инновационные педагогические технологии в преподавании русского языка в вузе и школе.
Сотрудники кафедры, совместно с коллегами из СПбГУ с 1957 г. осуществляют издание «Псковского областного словаря с историческими данными», насчитывающего в данный момент 22 выпуска.

Научное направление Лаборатории региональных филологических исследований:
«Народная речь и устное народное творчество Псковского края в их истории и современном состоянии на фоне культурно-исторических процессов»

Тематика исследований:
Современные псковские говоры и древнепсковский диалект в лингвистической литературе XIX-XXI вв.
Этнолингвистические черты диалектной лексики.
Фольклористика и язык фольклора.
Диалектное слово в языке фольклора.
Псковские пословицы в народной речи.
Несказочная проза Псковского края.
Исторические источники Псковского областного словаря с историческими данными.

На базе Проблемной научно-исследовательской лаборатории региональных филологических исследований и кафедр русского языка и литературы на факультете создан Научно-образовательный центр изучения псковских народных говоров и псковского фольклора.
В данный момент научные изыскания сотрудников центра в рамках проекта «Язык и культура в коммуникативном пространстве региона как отражение национального единства в его многообразии» поддержаны грантом Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы»)

На факультете созданы научно-исследовательские и образовательные центры:
• Центр русского языка и межкультурной коммуникации;
• Центр отечественной литературы и культуры.

Научные исследования, проводимые на кафедре английского языка:

На кафедре английского языка научная деятельность ведется по двум общекафедральным направлениям.

1. «Текст как объект лингвистического исследования»

2. «Проблема межкультурной коммуникации в обучении английскому языку»

Индивидуальные исследовательские темы преподавателей:

1. "Обучение английскому языку в аспекте взаимодействия культур" (к.ф.н., Т.С. Рыжова)

2. "Воспитание толерантности посредством иностранного языка в школе и вузе" (к.п.н., Г.Г. Маслова)

3. "Организация учебного процесса в школе и вузе" (к.п.н., Н.К. Никонова)

4. "Ментальные основы языковой категоризации" (к.ф.н., Н.В. Питолина)

5. Поэтика романа А. С. Байетт «Обладать»: специфика межжанрового взаимодействия (к.ф.н., Самуйлова М.Е.).

6. "Интертекстуальность в понимании и интерпретации художественного текста" (к.ф.н., Т.Е. Маслова)

7. «Субкатегоризация абстрактных существительных валентных на клаузальный ограничительный аппозитив и их роль в дискурсе» (ст. преп., Воронкова Н.Н.).

8. Интернет-ориентированная организация самостоятельной работы студентов младших курсов педагогического вуза (на материале английского языка) (ст.преп., Денисевич Т.А.)

9."Лингво-прагматические особенности репрезентации фантазийных концептов на материале английских волшебных сказок" (ст. преп. Е.Е. Петрова).

10. "Особенности языка в творчестве О. Генри " (ст. преп. Т.С. Семёнова).

11. "Поэтика романсов Г. Свифта в контексте английской литературы конца XX -го века" (ст. преп. Е.Б. Греф).

12. Объективация концепта «Дом» на материале английского и русского языков (асс., Готман О.В.).

13. Лингвокультурологический портрет человека через его отношение к миру вещей

(предметы одежды в английских и русских языковых картинах мира) (асс., Побужанская А.А.).

14. Метафора в политическом дискурсе американских президентов (асс., Транева Е.Н.).

15. Исторические и структурные аспекты текстов эпистолярного жанра в русском и английском языках (асс., Гаджиева Т.Ш.).

Научные исследования, проводимые на кафедре немецкого и французского языков:

  • «Текст как объект комплексного анализа»
  • «Проблемы межкультурной коммуникации в обучении иностранным языкам»
  • «Иностранные языки в контексте устойчивого развития».

Преподаватели, работающие по теме «Текст как объект комплексного анализа»:
· ст. преподаватель Площук А.Н.
· ассистент Ермакова Н.В.
· ассистент Костко Е.А.
· ассистент Полякова Н.Е.

Преподаватели изучают структурные, семантические и функциональные особенности текстов различной стилистики. Результаты исследований регулярно представляются в докладах на научной конференции преподавателей и публикуются в научных сборниках.
Научные исследования преподавателей способствуют обновлению и расширению тематики НИРС на кафедре. Так, в рамках кафедральной темы преподаватели руководят проблемными группами студентов, работы наиболее ярких публикуются в сборнике «Молодежь - Науке».

Преподаватели, работающие по теме «Проблема межкультурной коммуникации в обучении иностранным языкам»:

  • ст. преподаватели Корнева Н.Н. 
  • ст. преподаватель Площук А.Н. 
  • ст. преподаватель Лантикова О.В. 
  • ассистент Ермакова Н.В. 
  • ассистент Костко Е.А. 

Преподаватели сосредоточили внимание на осмыслении роли самостоятельной работы в решении проблем межкультурной коммуникации. На кафедре опубликовано пособие по организации самостоятельной работы студентов в лаборатории устной речи, состоящее из двух частей: книги для студентов с заданиями разных типов по аудированию и книги для преподавателя с методическими рекомендациями и текстами аудиозаписей.
Преподаватели уделяют серьезное внимание изучению компетентностного подхода в определении целей обучения иностранным языкам в частности и в подготовке специалистов в области образования в целом, что дало возможность качественно изменить УМК по дисциплинам кафедры и создать пакет новых образовательных программ для бакалавриата по лингвистике и регионоведению.
Индивидуальные темы:
«Самостоятельная работа как способ пробуждения личностных смыслов учащихся» - ст. преподаватель Лантикова О.В.

Индивидуальные исследовательские темы преподавателей:

  • «Актуализация функциональной направленности текстов профессиональной коммуникации» (к.ф.н., И.И. Храпченкова)
  • «Возможности перевода на немецкий язык культуронимов, связанных с Псковским краем» (ст. преп., В.Я.Волкова)
  • «Интерпретация художественного текста» (к.ф.н., К.В. Кобызь)
  • «Обучение немецкому языку как второму иностранному на основе аутентичных текстов разных жанров» (ст. преп., Н.М.Шаворова)
  • «Формирование когнитивного компонента межкультурной компетентности у студентов младших курсов» (ст. преп., Л.С.Павлова)
  • «Межкультурное образование средствами иностранного языка» (к.п.н., Е.А.Смирнова)
  • «Иностранные языки в контексте устойчивого развития» (к.п.н., В.В.Санкина)
  • «Романтическая мифологема детства в русской и немецкой литературах XIX – XX вв» (к.ф.н., Т.В.Пустошкина)

 
0.15763115882874